Портрет его супруга: русские музы европейских художников

Портрет его жены: русские музы европейских художников

Сальвадор Дали «Корпускулярное лазурное вознесение Мадонны», 1952 год.
Гала сделается для Дали женой, секретарем, управляющим и даже нянькой — словом, всем. Но, главное, она станет его музой. И если у художника на полотну мы видим женский образ, можно быть почти уверенным в том, что это она. Удивительно: какой бы безумный мир он вокруг нее ни навертел, сама она почти вечно написана реалистично. Можно поэтично предположить, что Гала и была единственной настоящей реальностью Сальвадора Дали.

Портрет его жены: русские музы европейских художников

Анри Матисс. Девица в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской). 1939. Государственный Эрмитаж.
Муза счастливой старости
Портретов Лидии Делекторской так много, что выбрать самый знаменитый трудно. Сам Матисс признавался: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. Я ведаю ее, как какую-нибудь букву». Вот, например, портрет 1939 года, написанный в самом начале Второй мировой. Золотистые волосы, лазурная блуза (судя по другим полотнам, художник любил писать ее в голубом). Спокойное, одухотворенное юное лицо, на каком улыбаются не губы, а глаза. Именно этот портрет Лидия когда-то сама привезла в Советский Союз и отдала в Эрмитаж. Полотно 1947 года, также подаренная Эрмитажу, на первый взгляд более абстрактна, линии лица упрощены — но милое лик девушки остается узнаваемым.

Портрет его жены: русские музы европейских художников

Анри Матисс и Лидия Делекторская.
Русская эмигрантка Лидия, вынужденная после неудачного брака разыскивать средства к существованию, постучалась в двери мастерской Матисса в поисках работы в 1932 году, когда ей было 22. Ей повезло сделаться помощницей мастера, секретарем, а вдобавок и сиделкой у его жены-инвалида. Вряд ли тогда, познакомившись с 65-летним мэтром, она могла предположить, что сделается его любимой моделью, музой и настолько близким человеком, что, как впоследствии признавалась, «была в продолжение 20 лет „светом его очей“, а он для меня — один-единственным смыслом жизни».

Портрет его жены: русские музы европейских художников

Анри Матисс. Портрет Лидии Делекторской. 1947. Государственный Эрмитаж.
«Друг и помощница», какую художник обожал, получала от него не только зарплату, но и подарки, ставшие со временем бесценными, — свои труды. После его кончины Лидия прожила еще долгую жизнь, но никогда не могла забыть Матисса. И пусть она покинула Россию еще в младенчестве, именно родине Лидия Делекторская подарила свою «матиссовскую» коллекцию: не только его картины и рисунки, но и блузы и украшения, в каких она позировала мастеру, а также его личные вещи. На ее надгробии в Павловске начертано: «Матисс сохранил ее красивость для вечности».

Смотрите также:
Теория издевательства: чего натерпелись жены Альберта Эйнштейна,
Любовь в огне революции: Инесса Арманд — муза Владимира Ленина

Ключ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 2 =